Краткая автобиография

Я родилась в Подмосковье, в семье служащих. Отец (полковник в отставке) перевёз семью, в которой было двое детей, в Москву, когда мне исполнился год. Родители никогда профессионально музыкой не занимались, но у мамы был хороший музыкальный слух и приятный голос (лирическое сопрано). Она постоянно брала частные урока вокала и выступала в художественной самодеятельности. Старшая сестра какое-то время училась в детской музыкальной школе, но интерес к музыке у неё был невелик, и она школу бросила. Впоследствии она получила высшее образование в МИФИ и всю жизнь проработала инженером в одном из московских НИИ. 

Мой интерес к музыке проявился в раннем детстве, и я (ещё не умея играть) могла часами сидеть за пианино и одним пальцем подбирать мелодии песен и арий из опер, которые слышала по радио. Мама, увидев моё стремление к музыке, в 5 лет отвела меня в ближайшую музыкальную школу, в которой я проучилась год. Учитывая рекомендации моих учителей, Анна Николаевна (моя мама), показала меня одному из лучших преподавателей того времени в ЦМШ – Элеоноре Богдановне Мусаэлян, и я начала серьёзно заниматься музыкой. Через несколько месяцев был объявлен очередной приём в ЦМШ, и я, пройдя через целую серию серьёзных экзаменов, была принята в подготовительную группу как пианистка. Мне тогда было 6 лет.

С тех пор моя жизнь неразрывно связана с Центральной музыкальной школой при Московской консерватории. Училась я хорошо, в начальной школе была отличницей. Закончив 8-й класс и отлично успевая по музыкально-теоретическим предметам, я (как и некоторые мои одноклассники) получила предложение продолжать учиться на теоретическом отделении, сохранив специальное фортепиано. Успешно закончив школу, я в тот же год поступила в Московскую консерваторию на теоретико-композиторский факультет, который через 5 лет и закончила, получив диплом о высшем образовании.

Одновременно с учёбой я начала преподавать в ЦМШ сольфеджио (сначала на временной основе, заменяя заболевших теоретиков, а потом получила и постоянную нагрузку). Через несколько лет мне доверили учить детей элементарной теории музыки и гармонии.

Работа в родной школе всегда доставляла мне большой удовольствие, но я начала задумываться о том, что для полноценной работы мне нужно больше интересного материала. Посоветовавшись со старшими коллегами (М.П. Андреевой, Л.С. Шугаевой, Л.П. Фокиной и Л.М. Калужским), я начала заниматься исследовательской работой, т.е. анализировать музыкальные произведения разных композиторов и искать в них подходящие примеры для диктантов. Начала я со своего любимого композитора – Ф. Шопена, потом круг исследуемого материала расширился, и я (опять же следуя советам старших коллег) стала подбирать подходящие примеры из музыки других композиторов. Кладезем информации оказались песни Ф. Шуберта, тем более что это была тема моей дипломной работы в консерватории («Мажоро-минор в песнях Франца Шуберта»).

В результате, за несколько лет я собрала достаточно материала для сборника диктантов, который после тщательного рецензирования в школе и в других учебных заведениях (через методкабинет Министерства культуры СССР) был рекомендован к печати. Я отнесла сборник диктантов в издательство «Советский композитор», где он был принят и включён в план. Через некоторое время он был подготовлен к печати и вышел в свет.

С тех пор я более или менее регулярно стала печататься в различных московских музыкальных издательствах. Это были сборники диктантов, упражнения по слуховому анализу и примеры для чтения с листа на уроках сольфеджио. На сегодняшний день издано 14 учебных пособий (включая переиздания одноголосных диктантов):

  1. Музыкальные диктанты. «Советский композитор». Москва, 1976 год. См. в электронном каталоге РГБ;
  2. Одноголосные примеры для чтения с листа на уроках сольфеджио. «Советский композитор». Москва 1980 год. См. в электронном каталоге РГБ;
  3. Одноголосные диктанты. Выпуск 1. «Музыка». Москва, 1983 год. См. в электронном каталоге РГБ;
  4. Одноголосные диктанты. Выпуск 2. «Музыка». Москва, 1984 год. См. в электронном каталоге РГБ;
  5. Одноголосные примеры для чтения с листа на уроках сольфеджио. «Советский композитор». Москва, 1989 год. См. в электронном каталоге РГБ;
  6. Двухголосные диктанты. «Советский композитор». Москва, 1990 год. См. в электронном каталоге РГБ;
  7. Одноголосные диктанты. Выпуск 1 (переиздание). «Советский композитор». Москва, 1992 год. См. в электронном каталоге РГБ;
  8. Развитие гармонического слуха на уроках сольфеджио. «Советский композитор». Москва, 1993 год. См. в электронном каталоге РГБ;
  9. Упражнения по слуховому анализу. Выпуск 1. «Композитор». Москва, 1998 год. См. в электронном каталоге РГБ;
  10. Упражнения по слуховому анализу. Выпуск 2. «Композитор». Москва, 1998 год. См. в электронном каталоге РГБ;
  11. Упражнения по слуховому анализу. Выпуск 3. «Композитор». Москва, 1998 год. См в электронном каталоге РГБ;
  12. Одноголосные диктанты (переиздание). «Планета детства». Москва, 1999 год;
  13. Чтение с листа на уроках сольфеджио. Выпуск 1. ООО «Престиж-АРИА». Москва, 2000 год;
  14. Чтение с листа на уроках сольфеджио. Выпуск 2. «Композитор». Москва, 2003 год

В эпоху Интернета возможности каждого творческого человека многократно возросли, появилась возможность публиковать новинки сразу на персональном сайте, минуя издательства. Отношения с любым издательством (как правило) не всегда просты: это потеря времени, неоправданные придирки редакторов, крошечные тиражи, фактическое отсутствие гонорара и т.д. Для меня важнее то, что появилась возможность напрямую помогать людям, которые профессионально занимаются музыкой и у которых есть потребность быстро получать нужные материалы (я имею в виду как учеников, так и их родителей, а также преподавателей-теоретиков, где бы они не жили). Раньше такой возможности не было. Это придаёт дополнительный стимул для появления на свет новых учебных пособий, созданных с использованием новых, передовых методик.

У меня много планов, рассчитанных не на один год. Хотелось бы сделать аудиокурсы музыкальных диктантов, тем более что в этом есть острая необходимость для тех людей, которые хотят развивать свои способности и дома – в дополнении к занятиям в группе, в своём учебном заведении. Есть и другие планы, для воплощения в реальность которых потребуется продолжительное время.

Уйдя из ЦМШ 10 лет назад, я продолжаю активно заниматься преподавательской работой, общаюсь с молодыми музыкантами разного возраста и получаю от этого большое творческое удовлетворение. Я давно поняла, что выбрала правильную профессию, и моё призвание: учить детей музыке и создавать учебники, помогающие начинающим музыкантам успешно осваивать профессию.

И. РУСЯЕВА

МОСКВА. 2015 год