Краткая автобиография

     Я родилась в Подмосковье, в семье служащих. Отец (подполковник в отставке) перевёз семью, в которой было двое детей, в Москву, когда мне исполнился год. Родители никогда профессионально музыкой не занимались, но у мамы был хороший музыкальный слух и приятный голос (лирическое сопрано). Она постоянно брала частные урока вокала и выступала в художественной самодеятельности. Старшая сестра какое-то время училась в детской музыкальной школе, но интерес к музыке у неё был невелик, и она школу бросила. Впоследствии она получила высшее образование в МИФИ и всю жизнь проработала инженером в одном из московских НИИ. 

     Мой интерес к музыке проявился в раннем детстве, и я (ещё не умея играть) могла часами сидеть за пианино и одним пальцем подбирать мелодии песен и арий из опер, которые слышала по радио. Мама, увидев моё стремление к музыке, в 5 лет отвела меня в ближайшую музыкальную школу, в которой я проучилась год. Учитывая рекомендации моих учителей, Анна Николаевна (моя мама), показала меня одному из лучших преподавателей того времени в ЦМШ – Элеоноре Богдановне Мусаэлян, и я начала серьёзно заниматься музыкой. Через несколько месяцев был объявлен очередной приём в ЦМШ, и я, пройдя через целую серию серьёзных экзаменов, была принята в подготовительную группу как пианистка. Мне тогда было 6 лет.С тех пор моя жизнь неразрывно связана с Центральной музыкальной школой при Московской консерватории. Училась я хорошо, в начальной школе была отличницей. Закончив 8-й класс и отлично успевая по музыкально-теоретическим предметам, я (как и некоторые мои одноклассники) получила предложение продолжать учиться на теоретическом отделении, сохранив специальное фортепиано. Успешно закончив школу, я в тот же год поступила в Московскую консерваторию на теоретико-композиторский факультет, который через 5 лет и закончила, получив диплом о высшем образовании.

     Одновременно с учёбой я начала преподавать в ЦМШ сольфеджио (сначала на временной основе, заменяя заболевших теоретиков, а потом получила и постоянную нагрузку). Через несколько лет мне доверили учить детей элементарной теории музыки и гармонии.

     Работа в родной школе всегда доставляла мне большое удовольствие, но я начала задумываться о том, что для полноценной работы мне нужно больше интересного материала. Посоветовавшись со старшими коллегами (М.П. Андреевой, Л.С. Шугаевой, Л.П. Фокиной и Л.М. Калужским), я начала заниматься исследовательской работой, т.е. анализировать музыкальные произведения разных композиторов и искать в них подходящие примеры для диктантов. Начала я со своего любимого композитора – Ф. Шопена, потом круг исследуемого материала расширился, и я (опять же следуя советам старших коллег) стала подбирать подходящие примеры из музыки других композиторов. Кладезем информации оказались песни Ф. Шуберта, тем более что это была тема моей дипломной работы в консерватории («Мажоро-минор в песнях Франца Шуберта»).

     В результате, за несколько лет я собрала достаточно материала для сборника диктантов, который после тщательного рецензирования в школе и в других учебных заведениях (через методкабинет Министерства культуры СССР) был рекомендован к печати. Я отнесла сборник диктантов в издательство «Советский композитор», где он был принят и включён в план. Через некоторое время он был подготовлен к печати и вышел в свет.

     С тех пор я более или менее регулярно стала печататься в различных российских музыкальных издательствах. Это были сборники диктантов, упражнения по слуховому анализу и примеры для чтения с листа на уроках сольфеджио. На сегодняшний день издано 21 учебное пособие (включая переиздания одноголосных диктантов):

  1. Музыкальные диктанты. «Советский композитор». Москва, 1976 год. См. в электронном каталоге РГБ;
  2. Одноголосные примеры для чтения с листа на уроках сольфеджио. «Советский композитор». Москва 1980 год. См. в электронном каталоге РГБ;
  3. Одноголосные диктанты. Выпуск 1. «Музыка». Москва, 1983 год. См. в электронном каталоге РГБ;
  4. Одноголосные диктанты. Выпуск 2. «Музыка». Москва, 1984 год. См. в электронном каталоге РГБ;
  5. Одноголосные примеры для чтения с листа на уроках сольфеджио. «Советский композитор». Москва, 1989 год. См. в электронном каталоге РГБ;
  6. Двухголосные диктанты. «Советский композитор». Москва, 1990 год. См. в электронном каталоге РГБ;
  7. Одноголосные диктанты. Выпуск 1 (переиздание). «Советский композитор». Москва, 1992 год. См. в электронном каталоге РГБ;
  8. Развитие гармонического слуха на уроках сольфеджио. «Советский композитор». Москва, 1993 год. См. в электронном каталоге РГБ;
  9. Упражнения по слуховому анализу. Выпуск 1. «Композитор». Москва, 1998 год. См. в электронном каталоге РГБ;
  10. Упражнения по слуховому анализу. Выпуск 2. «Композитор». Москва, 1998 год. См. в электронном каталоге РГБ;
  11. Упражнения по слуховому анализу. Выпуск 3. «Композитор». Москва, 1998 год. См в электронном каталоге РГБ;
  12. Одноголосные диктанты (переиздание). «Планета детства». Москва, 1999 год;
  13. Чтение с листа на уроках сольфеджио. Выпуск 1. ООО «Престиж-АРИА». Москва, 2000 год;
  14. Чтение с листа на уроках сольфеджио. Выпуск 2. «Композитор». Москва, 2003 год;
  15. Элементарная теория музыки. Письменные упражнения по группировке длительностей. Изд-во "Планета музыки", СПб, 2019 г.
  16. Справочник по элементарной теории музыки. Изд-во "Планета музыки", СПб, 2019 г.
  17. Одноголосные примеры для чтения с листа на уроках сольфеджио. Изд-во "Планета музыки". СПб, 2020 г.
  18. Элементарная теория музыки. Устные и письменные тесты. Изд-во "Планета музыки". СПб, 2020 г.
  19. СОЛЬФЕДЖИО. Аудиокурс. Слуховой анализ. Изд-во "Планета музыки". СПб, 2021 г.
  20. Секвенции на уроках гармонии. Изд-во "Планета музыки". СПб, 2021 г.
  21. Домашний репетитор сольфеджио. Слуховой анализ. Четырёхголосные цепочки. Изд-во "Планета музыки".СПб, 2021 г.

     В эпоху Интернета возможности каждого творческого человека многократно возросли, появилась возможность публиковать новинки сразу на персональном сайте, минуя издательства. Для меня важнее то, что появилась возможность напрямую помогать людям, которые профессионально занимаются музыкой и у которых есть потребность быстро получать нужные материалы (я имею в виду как учеников, так и их родителей, а также преподавателей-теоретиков, где бы они не жили). Раньше такой возможности не было. Это придаёт дополнительный стимул для появления на свет новых учебных пособий, созданных с использованием новых, передовых методик.    

     Уйдя из ЦМШ в 2004 году, я продолжаю активно заниматься преподавательской работой, общаюсь с молодыми музыкантами разного возраста и получаю от этого большое творческое удовлетворение. Я давно поняла, что выбрала правильную профессию, и моё призвание: учить детей музыке и создавать учебники, помогающие начинающим музыкантам успешно осваивать профессию, а преподавателям совершенствовать своё мастерство.

И. РУСЯЕВА